Ковры и ковровые покрытия в РоссииВ России наиболее масштабно изготовлением ручных ковров занимаются в Республике
Дагестан. Ручное ковроткачество — это наиболее распространенный и один из древнейших
видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. Санаторий
Берёзки на территории Дагестана нет такого уголка, где бы не ткали различные
виды ковровых изделий. Но особенно прославились мастерством исполнения, красотой
узоров и цветовых сочетаний высокохудожественные ковры табасаранских мастериц.
Искусство ковроделия в Дагестане, как традиционный промысел, уходит своими корнями
в глубину столетий. Сведения ученых-исследователей и результаты археологических
раскопок показывают, что жители Дагестана еще в эпоху бронзы занимались прядением
и ткачеством. Обнаруженные во многих женских погребениях каменные, глиняные, костяные
пряслицы подтверждают это.
В могильниках периода II тыс. до н. э. встречаются фрагменты различных изделий
домашнего обихода, сотканных на ткацком станке из шерстяной или растительной
пряжи. Секреты ковроткачества передаются из поколения в поколение, от матери
к дочке, оттачиваются и совершенствуются узоры и композиции. В XII в. Дагестан
превращается в важнейший центр экономики, торговли и художественной культуры
Кавказа. Торговые связи со странами Переднего Востока и Средней Азии способствовали
появлению ковровых изделий культового назначения (намазлыки, молитвенные коврики).
Дербент, который в тот период был крупным торговым городом на Каспии, славился
красками, добываемыми из трав, кустарников, которыми окрашивали шерстяные нитки.
Здесь получило широкое распространение выращивание естественного красителя —
марены.
После многих веков развития этого вида искусства, уже в XIX в., по мнению ученых-исследователей,
сформировались самобытные центры ковроткачества среди табасаранцев, в некоторых
селах лезгин, аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев сосредоточенные в Южном, Центральном
и Северном Дагестане. Ковроткачество получило благоприятную почву для своего
развития в 20-30-х годах прошлого столетия, когда на базе объединения мастериц-одиночек
были созданы более десяти артелей в населенных пунктах Ушниг, Халаг, Кандик,
Межгюль, Ляхля, Чере, Чиликар, Тураг, Хучни, Микрах, Рукель, Кабир, и Ортосталь.
Производство охватывает также близ лежащие населенные пункты. Дагестанские ковры
ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся, как семейные реликвии.
Они отличаются высокой прочностью, долговечностью (средний срок эксплуатации
ковров — около 250—300 лет), возможностью изначального выбора цветовой гаммы,
плотности, высоты ворса, неповторимостью цветовой гаммы и композиционных решений,
многообразием рисунков и размеров. Ковры, как произведения нестареющего и вечно
молодого самобытного искусства, сохранили традиции и технологию выработки от
далекого прошлого до наших дней. Они находят широкое применение для украшения
интерьера жилья и общественных помещений, хорошо гармонируют с любой мебелью,
придают помещению обжитой вид. Ковровое искусство дагестанских народов многообразно
и богато. Уже упомянутые дагестанские ковры можно встретить в музеях Нью-Йорка,
Парижа, Монреаля, Осаки, Лейпцига, Милана, Токио, Брно, Измира и других городов.
По своему качеству дагестанские ковры не уступают лучшим мировым образцам. Они
являются постоянными экспонатами на международных и отечественных ярмарках и
выставках, где удостоены почетных дипломов и золотых медалей: в Брюсселе (Бельгия,
1958 г.) и Лепцигской выставке-ярмарке (ГДР, 1967 г.). Ковры вошли в мировой
каталог под названиями «Табасаран», «Дербент», «Ахты», «Микрах».
|